22 сентября 2011 года преподаватель нашей школы Дьяков Виталий Николаевич был принят в члены Союза композиторов РФ. Мы решили поподробнее узнать о творчестве Виталия Николаевича.

Почему вы начали сочинять музыку, что послужило причиной или стимулом?
— Шел какой-то шахматный турнир в Москве и один француз, давая интервью, обнаружил прекрасное знание русского языка. Его спросили: «Откуда вы так хорошо знаете русский язык?» А он был честный человек, не ханжа и ответил: «Надо просто влюбиться. И тогда ты найдешь правильные, точные слова, ты постараешься выразить свои чувства. И не важно, что это чужой язык. Ты в нем сориентируешься!» Понимаете? Надо влюбиться. А писать я начал тоже влюбившись, в 1975 году написал свою первую песню, она исполняется сегодня.
— А что это за песня?
— «Март. Апрель» на слова Самойлова. Она пролежала до 2009 года и была исполнена здесь, а сейчас в музыкальном колледже на гос. экзамен взяли дирижеры-хоровики.
— Как здорово! Ваша музыка очень душевная и мне кажется, главная черта вашей музыки — лиричность. Вы в душе поэт-мечтатель?
— Был до определенного возраста. Вообще мечтать вредно, надо делать. Нравится тебе что-то – делай, а не думай, как это красиво, хорошо… Вот бы… Делай! Не получится, вот тогда будешь переживать. Но скорей всего получится, если хочешь.
— Значит вам больше подходит определение романтик?
— Наверно.
— Где вы обучались сочинению музыки?
— Композиторской профессии я нигде не учился. И многие вещи я с трудом постигаю самостоятельно. Изучаю книги, учебники. Слышал что отсутствие специального образования может быть препятствием при вступлении в Союз композиторов. Раньше так и было. Сейчас многое изменилось. Главное – что ты представляешь собой как композитор. В Москве поиграли, послушали и, по-видимому, сочли, что я достоин быть приятым в члены Союза композиторов. Для меня это важно. Это своего рода признание. Оно придает силы, уверенность. Не хочу сказать, что я – профессионал, но, пожалуй, уже не любитель. И могу не стесняться своей страсти к сочинению музыки. На заседании секретариата, где решался мой «вопрос» присутствовали композиторы — В. Агафонников, В. Кикта … и сочли меня достойным.
Я познакомился с Председателем Союза композиторов России Владиславом Казениным. Приятный, душевный человек. Завязалась переписка с Кириллом Уманским — композитором, представлявшим мои сборники, мою кандидатуру в Союзе. Теперь мы делимся творческими планами и он, как профессионал, может мне дать совет, но делает это очень деликатно: «Больший интерес вызывает первая часть». И я понимаю, что вторая еще не доработана.
— Бывает, что исполнители играют музыку не так, как она была задумана. Что вы делаете в этом случае?   
— Кто-то из советских композиторов сказал, что исполнитель – это соавтор. И это так. Он услышал эту музыку по-другому. И ты понимаешь, он глубину нашел и это даже глубже, чем я себе представлял. Ну как же мне ему спасибо не сказать за это?
— Ну это счастливый случай. Когда вы послушали и сказали: «Действительно хорошо получилось!» Но ведь бывает и наоборот. 
— Я стараюсь отдавать свои произведения тем музыкантам, которые настоящие профессионалы. Для меня очень важно, кто первый раз сыграет мое произведение. Стараюсь бывать на репетициях, высказываю свои пожелания в процессе работы над произведением. Если ученик что играет не так, преподаватель это услышит и подкорректирует.
— А ваши ученики играют вашу музыку? 
— Да, бывает.
— Для каких музыкальных инструментов вы предпочитаете создавать музыку? 
— Поскольку я – пианист, то в первую очередь для фортепиано. С 1992 года я пою в хоре и захотелось что-то написать. И у меня была прекрасная возможность проверить, как это звучит. Одно дело фортепиано, совсем другое – голос, все по-другому звучит. И думаешь: «Неужели это я сделал?»
— На отчетном концерте прозвучало очень интересное ваше произведение «Поэма для струнного квартета».    
— Поскольку сын у меня – альтист, я консультируюсь с ним, удобно ли играть и если он говорит, что что-то не прозвучит, я может и не сразу, но прислушиваюсь к его советам.
— Как вы относитесь к тому, что ваш сын тоже сочиняет музыку?
— Он молодец. Сейчас областной театр работает над музыкальной сказкой «Красная шапочка», музыку к которой написал Ларион. В июне планируется премьера и я вас всех приглашаю!
— Спасибо!
— Как мы видим, вашу музыку исполняют. Но, наверняка, какое-то выступление было очень ярким и вам запомнилось больше всего. 
— Трудно выделить кого-то одного. Но, пожалуй, Ирина Крячкова очень тонко передает содержание, Миша Лишаев, солист ансамбля Песни и Пляски Балтфлота, прекрасно исполнял на концерте песни.
— Но это произведения для голоса. А для инструментов вы ведь пишете музыку?
— Сейчас отдал пьесу для кларнета и тромбона с фортепиано. Для ансамбля скрипачей написал небольшое произведение в неоклассическом стиле «Патетическая сарабанда».
— Вы участвовали в каких-нибудь композиторских конкурсах?
— Я участвовал в конкурсе на лучшее написание гимна Калининградской области. Лавры не снискал. Но не переживаю, эту музыку я включаю туристам, которые приезжают в Калининград, она патриотическая и лирическая одновременно, ее с удовольствием воспринимают и хлопают в ладоши. Для меня это приятно.
А еще участвовал в творческом состязании композиторов – авторов песен о корабле «Витязь» в музее мирового океана.
— Знаете ли вы музыкантов, которым исполнение ваших произведений помогло стать лауреатами конкурса?
— На конкурсе концертмейстеров, который проходил в сентябре, Елена Авакян аккомпанировала Ирине Крячковой и была отмечена жюри. В конкурсной комиссии были два профессора, из Москвы и Санкт-Петербурга, они сказали: «Какие хорошие романсы!» И сборник моих романсов забрали в Санкт-Петербург. Там же в прошлом году на Международном конкурсе современной духовной музыки «GLORIA» 2011 Полина Рогожина стала Лауреатом с моими фортепианными прелюдиями. Аспирант из Екатеринбурга заинтересовался моими романсами и я также подарил ему сборник.
— А как вы печатаете ваши произведения?
— Теперь я это умею, а поначалу было очень трудно, не всегда хватало терпения, но как-то постепенно освоил нотатор.
-У кого-то музыка рождается в голове и сразу переносится на бумагу, кто-то импровизирует на инструменте и под пальцами рождается музыка. Как сочиняете музыку вы?
— Я предпочитаю сочинять за инструментом. А если вдруг какая-то музыкальная мысль пришла в голову, стараюсь ее записать.
— Пишите ли вы музыку по заказу?
— Да. Приятно, если заказывают, значит хотят, и я стараюсь.
— Но если это не подходит вам по каким-либо причинам?
— Тогда извиняюсь перед заказчиком. Попросили народники, но я не знаю природу, особенности их инструментов. Берусь за то, что знаю. И не случайно сначала была фортепианная музыка, затем вокальная, хоровая, потом струнная, а теперь вот попробовал для кларнета писать.
— Вы отдаете предпочтение какому-либо жанру?
— Я ищу, мне интересно все попробовать.
— Вдохновение не приходит по заказу. Как же работать?
— Если ждать вдохновение, можно его не дождаться, нужно садиться и работать. Я стараюсь хоть на такт продвинуться дальше. Или откладываю ту часть, которая не получается и работаю над чем-то другим, хотя бы набросок надо сделать.
— Некоторые композиторы использовали не только свои темы в произведениях. У вас встречаются музыкальные цитаты?
— Да, у меня есть одно хоровое произведение, где причудливым образом наложились две темы: тема русского романса «Гори, гори, моя звезда» и песня 60-х годов «Звездочка моя ясная». И я назвал это «Полифония времен», потому что это разные эпохи, разный контекст. Как это удалось, я не знаю. Но в порыве вдохновения получилось интересно .
— Спасибо за интересный разговор. Хочется пожелать вам талантливых, трудолюбивых учеников, творческого вдохновения и достойных исполнителей вашей музыки!

С. Якубенко

 
 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?